Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются подвижные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Примеры народных считалочек:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем – ты води.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура,
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайся кто куда!
Народные игры.
Игры- забавы «Прокачусь по льду».Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает: Прокачусь-ка я по льду! Ни за что не упаду! Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет: Хлоп! — на лед! Ах, не везет!
«Цап». Взрослый сажает ребенка рядом с собой, берет раскрытую ладошку малыша своей рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом он захлопывает ладошку малыша, захватывая ею свой палец. Как правило, дети радуются, поймав палец взрослого, побуждают его повторить игру. В этой игре хорошо развивается координация совместных действий.
«Раздувайся, пузырь!» Участники игры берутся за руки и образуют круг. Воспитатель говорит: «Вот как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук, начинают делать шаги назад со словами: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой, Да не лопайся!!! Затем воспитатель восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз. После того как пузырь «лопнул», можно покружиться, изображая маленькие пузырьки.
Сюжетные «Совушка-сова». Один из детей назначается совушкой-совой, остальные же дети становятся просто птичками. Сова уходит к себе в дупло (например, стульчик в углу или другое обозначенное место) и сидит там. Воспитатель произносит слово «день» и все птички, кроме совы, начинают летать по площадке. Через некоторое время ведущий объявляет «ночь», и тогда из дупла вылетает сова, а остальные птички должны быстро замереть на месте. Сова летает и внимательно осматривает птичек, и того, кто шевельнется, она уводит к себе в дупло. Затем воспитатель снова объявляет «день», и игра возобновляется. Когда совушка уведет к себе в дупло троих птичек, из них выбирается новая сова, и игра продолжается по тем же правилам. «Гуси-лебеди». Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» — «Что он там делает?» — «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».— «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.
«Волк во рву»
На площадке чертят две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие (козлята) находятся на одной стороне рва, а во рву (между линиями) 2-3 водящих (волка). По сигналу «козлята» прыгают через ров, а «волки» стараются их поймать (осалить). Пойманные (осаленные) «козлята» выходят из игры. Когда число не пойманных «козлят» сравняется с числом «волков» игра заканчивается. «Волки» и не пойманные «козлята» меняются ролями.
«Охотники и утки»
На площадке на расстоянии 10-15 метров проводятся две параллельные линии. Все играющие делятся поровну на «охотников» и «уток». «Охотники» становятся снаружи линии, а «утки» между линиями. «Охотники» бросая мяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные «утки» выбывают из игры. Когда все «утки» осалены, команду меняются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалить всех «уток».
Бессюжетные «Горячая картошка» Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У одного из них мяч – «картошка». Под музыку мяч передаётся (броском) по кругу. У кого он окажется после выключения музыки, тот выходит из игры. «Орехи» На земле чертится маленький круг. Один из играющих на середину его кладёт пирамидой орехи (можно заменить малыми мячами, камешками). Другой игрок становится в 2-ух шагах от кружка и говорит слова: «Рву, рву орешки, не боюсь волка не крошки! Пока волк прибежит, моя каша вскипит!» с этими словами он берёт самый большой орех и бросает его в кружок. Орехи, которые оказались за чертой, достаются бросавшему. И он уже, в свою очередь, складывает свои орехи в кружок, а другой игрок бросает в них орех. Побеждает тот, у кого в конце игры окажется орехов больше.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей
р. п. Дальнее Константиново
2015г.