Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад "Солнышко"

  р.п. Дальнее Константиново 

   

Методическая копилка

 

 

А.А. Малова

студентка 1 курса

направление «Психология»

магистерская программа «Психология развития»

Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, РФ

С.П. Акутина

д.п.н., профессор

Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, РФ

A.A. Malova

1st year student 

direction "Psychology" 

the master's program "Psychology of development"

Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University, Arzamas, Russia

S.P. Akutina

Doctor of pedagogical Sciences, Professor

Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University, Arzamas, Russia

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»  В УСЛОВИЯХ ДОУ

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN "AT RISK" IN THE CONTEXT OF DOE

Аннотация. В статье рассматривается система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска». Выявлена и обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в условия ДОУ.

Abstract. The article considers the system of work of school psychologist DOE with children of "risk group". Revealed and substantiated the necessity of psychological and pedagogical support of children "at risk" in the terms of DOE.

Ключевые слова. Дети «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение, воспитательно-образовательный процесс.

Keywords. Children "at risk", psychological-pedagogical support, educational process.

Современные тенденции развития и совершенствования дошкольного образования связаны с созданием полноценного пространства для развития ребенка с комплексным психолого-педагогическим сопровождением его индивидуального развития. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования призвано обеспечить «охрану и укрепление здоровья воспитанников ДОУ; создание системы интегрированного образования, реализующего равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста; благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными возможностями, индивидуальными особенностями и интересами детей; психолого-педагогическую поддержку семье и повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [6]. Особенно актуальным это становится, когда речь идет о детях, у которых имеются отклонения в развитии, сопровождающиеся нарушением адаптивных возможностей их личности. Экологическое, демографическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе, низкий уровень психологической грамотности родителей и педагогов, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе привело к резкому увеличению числа детей, которых относят к «группе риска».

В психолого-педагогической литературе большое внимание изучению детей «группы риска» уделяли такие ученые как, И.Ф. Дементьева, В.Е. Летунова, М.В. Мардахаев, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др. По утверждению М.В. Мардахаева дети группы риска – это «категория детей, которые могут стать жертвами определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды» [3, 132]. Сюда он включает многодетные и неполные семьи; семьи с детьми-инвалидами, а также детей, оставшихся без попечения родителей.  Л.Я. Олиференко относит к группе риска детей, которые «в силу определенных обстоятельств своей жизни более других  подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества» [4, 59]. А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова объясняет данное понятие следующим образом – «это дети, которые более других склонны совершать поступки, не соответствующие нормам, официально установленным в данном обществе» [2, 58].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить среди причин попадания детей в «группу риска» четыре основные из них. В группе медико-биологических факторов, вызывающих отклонения в развитии, выделяют такие факторы как тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологии физического и психического развития, группу здоровья и т.д. Многочисленной является группа социально-экономических факторов – низкий материальный уровень развития семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни, плохие жилищные условия и т.д. К психологическим факторам можно отнести сложности в общении со сверстниками и взрослыми, эмоциональную неустойчивость, неуспех в деятельности и т.д. Так В.Е. Летунова выделяет следующие педагогические факторы, которые создают вероятную опасность для детей - несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей и т.д. [5].

Т. к. рост детей «группы риска» неуклонно растет необходимо создание условий для организации психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении.

Психологическое сопровождение – создание социально-психологических условий для успешного развития и социализации ребенка и положительного освоения им образовательной программы.

Целью психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников дошкольного учреждения.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих задач:

-       диагностическое обследование познавательной и эмоциональной сферы;

-       психолого-педагогическое обеспечение образовательной программы;

-       разработка и внедрение психолого-педагогических  программ, направленных на преодоление отклонений в психологическом и социальном здоровье и профилактику девиантного поведения;

-       создание условий для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду;

-       консультационная работа с педагогами и родителями;

-       индивидуальная, групповая развивающая работа и психологическая коррекция.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает следующие основные направления деятельности, которые использует педагог-психолог ДОУ в своей работе. Среди них диагностическое направление. В данном направлении педагог-психолог ориентируется на углубленное изучение информации об уровне психического развития ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. В рамках этого направления педагогом-психологом осуществляется: анкетирование родителей с целью определения степени готовности ребенка к поступлению в ДОУ, выявление ранних признаков одаренности, психодиагностика психологической готовности к обучению в школе, оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов.

Следующее направление – психопрофилактика. Данное направление в контексте ФГОС ДО выступает, как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ. Психопрофилактика должна быть направлена, прежде всего, на предотвращение нарушений в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется через консультации воспитателей ДОУ, создание в дошкольном учреждении психологических условий обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка, использование технологий личностно?ориентированного обучения.

Немало важным направлением в работе педагога-психолога ДОУ является развивающая работа и психологическая коррекция. Коррекционная и развивающая работа направлена на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекцию определенных недостатков в психологическом развитии детей [1, 10].

Еще одно направление, которое используется педагогом-психологом при психолого-педагогическом сопровождении – психологическое консультирование и просвещение. Данное направление деятельности предусматривает повышение педагогической компетентности педагогов, администрации ДОУ, родителей; оптимизацию взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы развития и воспитания [7, 54]. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры общения с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.

Таким образом, продуктивное психолого-педагогическое сопровождение оказывает квалифицированную коррекционно-развивающую, консультативно-методическую, психодиагностическую помощь детям и их родителям, педагогам по вопросам развития, воспитания, адаптации и обучения.

 

 

Список литературы

1. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО [Текст]/ Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 170 с.

2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [Текст]/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

4. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

5. Сурикова М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности [Текст]/ М.Д. Сурикова // Молодой ученый. – 2013. - № 4. – С. 607 – 609

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Сфера, 2016. – 96 с.

7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога  [Текст]/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения