Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад "Солнышко"

  р.п. Дальнее Константиново 

   

Развиваем фонематический слух

 

Развиваем  фонематический слух

 

 Фонематический слух – это способность различать речевые звуки, части слова.

Понятие «фонематический слух» пошло от слова «фонема» - обозначающего минимальную единицу языка.

Различают несколько категорий слуха, не зависящих друг от друга, но без них ребёнок не может нормально развиваться.  К первой категории относится неречевой слух, который отвечает за ориентирование и восприятие в музыке, шумах и других звуках, не произнесенных человеком. Ко второй категории относят речевой слух – способность воспринимать и различать звуки речи, к этой категории и относится фонематический слух. В нашем родном языке фонемами считаются все гласные звуки,,,,,,, (о, а, и, у, э) и их ударность, их перемена или смена ударности ведёт к смене смысла слова, фразы и приводит к искаженности восприятия.

                         Развитие фонематического слуха.

    Развитием фонематического слуха начинают заниматься после достижения ребёнком 2-х лет, а наибольшая чувствительность к развитию этих возможностей приходится на возраст 4 – 5 лет. В нейропсихологии и логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное - чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Дети в маленьком возрасте хорошо и весело воспримут стремление родителей развить в них фонематический слух, если это будет преподнесено в виде различных игр.

«Весёлое эхо»
Игра заключается в том, что взрослый говорит слово, а ребёнок должен его повторить с отголоском, как эхо. Постепенно игра может усложняться более трудными словами или созвучными предложениями и более тихим произношением.

«Забавные картинки»

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, на которых изображены рисунки, схожие по звучанию, например, мишка – миска, коса - коза. Ребёнку нужно предложить выбрать из представленных рисунков один, именуемый, предположим, «мишка».

«Стишки - шутки»

Взрослый читает небольшие стишки или стишки – загадки, и «нечаянно» неправильно называет какое-то слово, а ребёнок должен найти это слово и исправить. Например:
Ки(о)т из блюдца ест сметану,
Ко(и)т плывёт по океану

Тили – бом! Тили – бом!
Загорелся кошкин т(д)ом!

Песенки

Мама или кто-то из взрослых поёт начало песенки, а ребёнок должен ее допридумать по смыслу, так же можно делать и со сказками.

Игра в слова

Старая добрая игра в слова тоже может пригодиться для развития фонематического слуха, главное - ей задать определённый ритм… Например, можно называть животных, издающих определённые звуки, или загадывать загадки с участием тех же животных.пример!!!!!!!!!!!!!!!

Родителям не стоит волноваться в случае первых неудач, придёт время, и малыш всему научится, главное - уделять ему больше времени и не быть придирчивыми.

 Удачи вам! 

    С уважением учитель-логопед Ромашова Ольга Владимировна!

Дата последнего обновления страницы 27.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения