Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад "Солнышко"

  р.п. Дальнее Константиново 

   

Что такое детское словотворчество?

 

 

Что такое детское словотворчество?

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.

К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка…что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…»

Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов. 

  1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь» - то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
  2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого – «сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.
  3. Синтетические слова: одно слово состовляется из двух – «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, т.е. мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.

Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», мокко». Так образуются слова – осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.

Таким образом, новое детское словотворчество образуется на основе трех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется. Ученые до сих пор решают вопрос о том, то же представляют собой придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и, наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остаются нерешенными.

Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового. «…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент – Экзюпери, «Маленький принц») 

Использован материал из журнала  «Логопед» №1 2010 г

Подготовила учитель-логопед

О.В. Ромашова

Дата последнего обновления страницы 12.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения