Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности
в старшей группе
Тема. Театр
Подготовила: воспитатель первой категории
Шерстнева Анна Сергеевна
Нижегородская область, р.п. Дальнее Константиново 2016 год
Цель:
Формировать интерес к театру.
Задачи:
Образовательные - расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; закрепить знания театров г. Нижнего Новгорода (ТЮЗ, театр оперы и балета, драматический театр, кукольный театр); продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример, декоратор, сценарист, дирижер).
Развивающие - развивать диалогическую беседу; ввести в активный словарь новые слова-понятия (фойе, вестибюль).
Воспитательные - воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми; формировать умение соблюдать правила поведения в театре, желание посещать театр, отражать свои впечатления в играх.
Словарная работа: актер, режиссер, дирижер, костюмер, декоратор, гример, гардеробщица, билетёрша, кассир, буфетчица).
Предварительная работа: Беседы о театре, дидактические игры «Цепочка слов», «Угадай профессию», «Эмоции», проведение психологических этюдов по М.И.Чистяковой, чтение художественной литературы, разыгрывание диалогов при помощи театральных кукол.
Материал: интерактивная доска, презентация «Виды театров Нижнего Новгорода», куклы: Доктор Айболит, Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио.
НОД
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое театр?
Ответы детей: (это здание, где актеры со сцены показывают зрителям разные представления).
Воспитатель: Театр – это волшебный мир искусства, перевоплощения, мечты. Послушайте стихотворение Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр!».
«Театра мир откроет нам свои кулисы, и мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса легко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений, любой малыш здесь хочет побывать. Вдруг превратится в Золушку иль в принца, и всем свои таланты показать. Театр, словно чародей, волшебник, своею палочкой волшебной проведя, И вот ребенок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля! Пусть детство будет словно сказка, пусть чудеса творятся каждый миг, И мир вокруг пусть добрым станет, добро над злом опять пусть победит!»
Воспитатель: Какие театры в Нижнем Новгороде вы знаете?
Ответы детей: (ТЮЗ, театр драмы, кукольный театр, театр оперы и балета, театр комедия).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам посетить театры Нижнего Новгорода. Театры бывают различного назначения. (Слайд)
(Показ слайдовой презентации воспитателем).
В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные (Слайд)
В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть языком танца. (Слайд). В опере актеры не разговаривают на сцене, а обо всем поют. (Слайд)
В театре юного зрителя (ТЮЗ) проходят постановки для детей. (Слайд) Загримированные актеры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. (Слайд)
А это что за театр? (Ответ детей). Верно. Это кукольный театр, в котором вы не раз были с родителями, бабушками, дедушками. (Слайд) И в наш детский сад приезжал такой театр (Слайд) В кукольных спектаклях актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами. (Слайд)
Воспитатель: А теперь, проверю вас, какие виды театров вы запомнили?
В каком театре актеры только поют? (В оперном).
Как называется спектакль, в котором артисты танцуют? (Балет).
Как называется театр, где показывают грустные и веселые спектакли? (Театр драма).
Как называется театр, где загримированные актеры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях? (ТЮЗ).
Как называется театр, где актеры-кукловоды управляют куклами и озвучивают их своими голосами. (Кукольный театр).
(Раздается стук в дверь, за ширмой появляется Карабас Барабас и вручает детям письмо приглашение)
Карабас Барабас:
(голос из-за ширмы)
Дорогие ребята! Я известный театрал Карабас Барабас! Я приглашаю ваc на театральное представленье в кукольный театр. Жду Вас! Поторопитесь!
Воспитатель: Принимаем приглашенье? (Ответ детей). Прежде чем мы отправимся, давайте вспомним правила поведения в театре.
Ответы детей: ( Нельзя разговаривать, меняться местами, разговаривать по телефону, жевать еду, шелестеть конфетными обертками и т.д.).
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете правила поведения, не забывайте о них во время спектакля. Сегодня мы будим гостями в кукольном театре – нужно купить билеты в кассе. (Слайды)
И вот мы все с билетами и в вестибюле. Здесь красиво, загадочно и культурно. В народе говорят: «Театр, начинается с вешалки!». Давайте пройдем в гардероб. (Слайд).
Нас вежливо обслуживает гардеробщица, принимает одежду, выдает в замен неё номерок, который нельзя терять.
Звенит звонок, зрители проходят в зал, занимают свои места. В дверях стоит билетерша. Не забудьте показать ей свой билет. Она вам подскажет, как быстрее найти свое место в зале. (Слайд)
До начала спектакля у нас осталось несколько минут. Давайте вспомним, кто работал над созданием спектакля. Я вам буду показывать иллюстрации, а вы называть профессии и объяснять, какую работу выполняют они в театре.
Игра «Назови и объясни»
Сценарист – пишет сценарий.
Режиссер – ставит спектакль.
Художник – рисует декорации.
Гример – накладывает на лицо актерам грим.
Костюмер – подбирает костюмы актерам.
Дирижер – учит музыкантов играть музыку.
Осветитель – оформляет сцену светом.
Актер – играет роли.
Звучит музыка, открывается занавес, начинается спектакль.
(Просмотр фрагмента кукольного спектакля)
Ведущий:
Первая часть представления закончилась. Объявляется: антракт. Что делают зрители во время антракта, актеры?
Ответы детей: (Отдыхают, гуляют по фойе, ходят в буфет).
Физкультминутка
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик видимо нашел
Чтобы ключик тот достать
Надо на носочки встать
Ведущий:
Звенит звонок, и начинается вторая часть представления.
Появляется Карабас Барабас (из-за ширмы).
Карабас Барабас:
А вот и я, Карабас Барабас. Я предлагаю вам попробовать сегодня стать артистами. Начнем с того, что восстановим правильное дыхание. А поможет нам в этом, добрый доктор Айболит.
Дыхательная гимнастика
1.»Часики»
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох).
2 – взмах руками назад – «так» (выдох).
2.»Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки в стороны (вдох).
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
Карабас Барабас:
Без костюма можно, дети,
превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождь, или в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?
Жесты и, конечно, мимика.
А поможет нам в этом, известная актриса лиса Алиса.
Игра «Эмоции»
( Злость-«Злая туча», Испуг-«Заяц увидел волка», Усталость-«Папа пришел с работы», Отдых- «Турист снявший тяжелый рюкзак», Радость-«Кот греется на солнышке»)
Карабас Барабас:
А теперь пора пришла.
Обратиться к жестам, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
А поможет нам в этом, известный актер кот Базилио.
Игра «Жесты»
( «Здравствуйте», «Не балуй», «Тихо», «Иди сюда», «Нет», «Да»).
Карабас Барабас:
Молодцы! Вы настоящие маленькие артисты.
Как хорошо, что есть театр,
Всегда он есть и снами будет.
Кто посмотрел наш сказочный спектакль.
То никогда его он незабудет!
На этом я с вами прощаюсь! Ваш Карабас Барабас!
Ведущий:
Спектакль окончен, артисты выходят на поклон.
Упражнение «Аплодисменты»
Ведущий:
Посмотрите на свои ладони и представьте на одной ладони Улыбку, а на другой Радость. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисменты.
Ну что ж, мы ещё с вами поговорим о театре. Ведь у вас есть вопросы, которые вы хотели бы узнать.