«Земля – наш общий дом».

Тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Помогать замечать красоту природных объектов и явлений.

Задачи: Воспитывать творческое воображение, речь. Воспитывать любовь к родной земле. Учить видеть прекрасное вокруг себя. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.

Зал украшен плакатами и рисунками о защите природы, созданными детьми и их родителями.

Воспитатель– Ребята, вы знаете, что существует много разных праздников. (Новый год, 8 марта.) Но не все знают, что есть День Земли. Больше 40 лет назад произошла на море авария, и чистую воду покрыла черная, ядовитая нефть. Огромное количество нефти расползлось по поверхности прибрежных вод океана, загрязнило пляжи. От этой аварии пострадало много морских животных, птиц. Это трагическое событие произвело на американцев сильное впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям о значении доброго, бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля официально признан Днем Земли. Сейчас его отмечают не только американцы. Этот праздник объединил жителей многих стран. И мы с вами присоединяемся к ним, отмечаем этот день.

Есть на земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Землею – матушкой родной зовется этот дом!

- Ребята, действительно, мы все живем на земле. И наш дом стоит на …земле.

- Где мы родились? (на земле)

- За что мы любим землю? (за то, что родились на ней, за красоту)

Мы поздравляем землю. Она сегодня именинница. Прими земля наши поздравления.

- Утром солнышко встает, всех на улицу зовет.

Выходит 6 детей

Ребенок - Выхожу из дома я, - здравствуй улица моя!

Я пою, и в вышине подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути: ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я, отвечаю ветрам я,

Здравствуй, планета родная моя!

Ребенок - Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем:

Ты только посмотри вокруг: тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь, воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой, а где-то жарко и зимой!

Ребенок - Чудес нам всех не перечесть, одно у них названье есть-

Леса, и горы, и море все называется Земля!

Ребенок - Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны и не будет красоты.

Ребенок - Очень важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы и детский сад.

Ребенок - Береза моя березонька, береза моя белая,

Береза кудрявая! Стоишь, ты, березонька, посереди долинушки,

На тебе, березонька, листья зеленые.

Под тобой, березонька, трава шелковая.

Про тебя берёзонька песни поём, и тебе берёзонька хоровод ведём

Песня «Берёзонька»

Хоровод «Берёзка»

Воспитатель –А сейчас я приглашаю вас путешествовать по нашей земле. А отправимся туда мы не на поезде, не на машине, а на облаках. (Звучит песня «Облака». Дети делают плавные движения руками влево – вправо)

I - Остановка

Воспитатель – Ой, смотрите какой-то пруд красивый, чистый. А кто это здесь гуляет. (Навстречу девочка с лягушкой в руках)

Маша Жалейкина: Здравствуйте, ребята. Смотрите, кто у меня в руках. Ой, ты моя хорошенькая, маленькая, я тебя домой отнесу, у меня тепло, сухо, не то что в твоем болоте, сыро и холодно.

Воспитатель – Ребята, это Маша Жалейкина, я ее узнала. Она добрая, всех жалеет, но не всегда бывает права. Как вы думаете, сейчас она правильно поступает?

(Дети отвечают, что неправильно, нельзя диких животных брать домой,

говорят, что лягушке нужна вода, сырость, ей не нужно тепло и сухость.

В домашних условиях она не выживет. Дети предлагают отпустить лягушку.)

Воспитатель – Лягушки – замечательные животные. А как они прыгают!

Давайте и мы попробуем как они.

Игра «Лягушка»

Дети делятся на две команды. На полу разложены на расстоянии 4 обруча (кочки). Дети каждой команды поочередно перепрыгивают из обруча в обруч

(Снова плывут на облаках, Маша с ними)

Воспитатель - Маша, увидев выпавшего птенца

Маша Жалейкина: Ой, моя крошечка, какой пушистенький, выпал из гнезда, лежит, никто ему не поможет. Ничего, сейчас я тебе помогу, положу тебя в гнездо (собирается это сделать)

Воспитатель – Ребята, разве можно так делать?

(Дети отвечают: нельзя, птица-мама

почувствует человеческий запах и может оставить гнездо)

Песня «Лесная песенка»

Воспитатель - Маша, слышала, что ребята говорят. А если хочешь помочь птенцам, можно подкормить их, построить скворечники.

 

Игра «Построй скворечник» (эстафета)

Дети строят скворечник из гимнастических палочек и колец

Участвует в игре по 3 человека – 2 раза

(Плывут на облаках)

Воспитатель – Маша, увидев бабочку, запутавшуюся среди веток дерева:

Маша Жалейкина: Ой, какой красивый цветочек и еще шевелится. Нет, это же бабочка. Надо ей срочно помочь, вытащить, расправить крылья и отпустить.

(Дети останавливают Машу, объясняют, что крылья у бабочек очень нежные

и их легко поранить. Предлагают раздвинуть ветки и дать бабочке улететь.)

Воспитатель – Бабочки – самые прекрасные создания на земле. А некоторые ловят их просто для коллекции, когда живые бабочки радуют людей долго. Вот кто-то наловил бабочек для этой цели. Давайте поможем им, выпустим их на волю

Игра «Освободи бабочку»

Бумажные бабочки опутаны ниточками. Задание: дети «освобождают» бабочек на скорость. Участвует в игре по 4 человека - 2 раза.

(Дети снова плывут на облаках)

Маша Жалейкина: Ой, смотрите, улей, знаю, здесь живут пчелы, а пчелам, чтобы делать мед, нужен сахар. Сейчас я им подсыплю сахара, чтобы больше было меда. А мед такой полезный, вкусный.

(Дети вновь возражают Маше, объясняют, что пчелы сахар не едят,

а собирают цветочный сок – нектар)

Воспитатель – Целый день пчелки летают по цветкам, собирают нектар. Насколько это трудно, вы убедитесь, сыграв в игру.

Игра «Пчелки» (эстафета)

Ставятся на расстоянии 5 – 6 м 3 стула. На одном лежат конфеты (нектар). Задача детей по одной перенести на противоположный стул.

(Снова плывут на облаках)

Воспитатель – Вновь оказались на берегу озера (пруда)

Маша Жалейкина: Ой, что я вижу, это пруд, а там плавают рыбки, я их очень люблю. Сейчас я их покормлю сладостями.

Воспитатель: Ребята, что вы на это скажите?

(Дети просят не делать этого, объясняют Маше, чем питаются рыбки)

Воспитатель – Все мальчики очень любят рыбалку, но нельзя забывать, что для этого есть разрешенное время и слишком много ловить рыбы нельзя.

Игра «Рыбалка»

На полу разложено 4 обруча. В каждом – по 4 рыбки. Вокруг каждого обруча по 5 человек. Когда звучит музыка – дети бегут вокруг обруча, а как только музыка останавливается, хватают («ловят») по рыбке. Тот, кто остался без рыбки, выходит из игры. И так далее, пока не останется по одному игроку (рыбаку)

(Дети на облаках отправляются в детский сад)

Воспитатель– Ребята, понравилось вам путешествие? Сколько красивого, интересного мы увидели. Земля – не только наш дом, но и для всех животных, растений тоже является домом. И мы должны беречь ее, сохранять ее богатства и не обижать всех ее обитателей.

(Напоследок дети складывают из начальных букв, изображенных на картинках, животных и растений, разложенных на доске слова «С днем рождения, Земля!»Дети средней группы держат руки перед грудью, а ребёнок из старшей составляет предложение)

Список используемой литературы:

1. Цветкова И. В. «Экологическое воспитание младших школьников»

2. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»

3. Ильчук Н. П, Гербова В. В. Хрестоматия для дошкольников